Позиции (амплуа) игроков в баскетболе. Гид для тех, кто хочет разобраться в баскетболе и следить за финалом нба

В зависимости от технического арсенала, физического состоянии и роста каждый игрок занимает четко определенную позицию на площадке. При игре уровня новичок следует выделять две основные позиции, исходя из местонахождения игрока на площадке – задняя или передняя линия. В современном любительском баскетболе таких позиций пять. Тогда как в профессиональном баскетболе можно выделить десять позиций. Предлагаем ознакомиться с базовым описанием амплуа игроков в баскетболе. Если же после прочтения останутся вопросы, то приходи на тренировку и тренер определит твою позицию на игровой площадке.

Первый номер или разыгрывающий защитник

Ярким примером в NBA является Стефен Карри. В России – Денис Захаров. Средний рост профессионального игрока 183-195 сантиметров. Вес 75-90 килограмм. Разыгрывающий защитник (англ. Point guard) или плеймейкер (англ. Play maker) является мозгом команды. Он с легкостью обращается с мячом. Глядя на игру образцового первого номера, кажется, что баскетбольный мяч является продолжением его руки. Все движения плавные и подконтрольные, но в любой момент плавность хода сменяется резким рывком. Какую комбинацию начать, в какую сторону пойти и как построить атаку – это задача первого номера. Данный игрок не только должен видеть коллег по команде, но и просчитывать ситуацию на площадке. При защитных действиях игрок подстраховывает команду от быстрого отрыва команды соперника. Еще не так давно основная роль разыгрывающего заключалась в выводе мяча из своей зоны и передаче его в атаку. Но это время прошло. В современном профессиональном баскетболе приоритет отдается универсальным игрокам, сочетающим в себе качества которые позволяют игроку играть на смежных позициях. Так выделяется позиция комбогард (англ. Combo Guard). Исходя из названия можно определить, что игрок сочетает в себе комбинацию качеств необходимым для защиты и нападения. Так игрок выполняет функции разыгрывающего и атакующего защитника. В старой трактовке баскетбола, комбогарды рассматривались как игроки, не умевшие полноценно реализовать себя на игровой площадке. С течением времени это отношение к игрокам изменилось и сейчас можно встретить известных и успешных представителей комбогардов.

Второй номер или атакующий защитник

Ярким примером в NBA является Коби Брайант. В России – Сергей Бабков. Средний рост профессионального игрока 190-200 сантиметров. Вес 85-100 килограмм. Атакующий защитник (англ. Shooting guard) является в большинстве случаев главным снайпером команды. Его специализация – это точный бросок с любой дистанции, в том числе трехочковый и штрафной. Именно второй номер во многом ответственен за результативность команды. Помимо точного броска, игрок данного амплуа обладает хорошим дриблингом. Он с легкостью прорывает защиту соперника и входит в «краску». Атлетические качества игрока позволяют ему совершать броски в прыжке после скоростного дриблинга. В защите игрок опекает самых опасных снайперов команды соперника и является основным перехватчиком мячей. Молниеносный отрыв - это именно то качество, которым обладает второй номер. Универсальный второй игрок, который может играть на смежных позициях, называется свингмен (англ. Swingman). Данное амплуа подразумевает под собой совмещение позиций второго и третьего номеров. Атлетизм и скорость спортсмена позволяют ему результативно играть как против крупных игроков, используя скорость, так и против менее атлетичных соперников. Данная позиция одна из самых универсальных, ведь ее представитель одинаково хорошо может провести как атаку, так и защиту.

Третий номер или легкий форвард

Ярким примером в NBA является Леброн Джеймс. В России – Андрей Кириленко. Средний рост профессионального игрока 195-210 сантиметров. Вес 95-110 килограмм. Легкий форвард (англ. Small Forward) игрок с основной функцией по набору очков для команды. Несмотря на свою принадлежность к игрокам периметра, легкий форвард является хорошим помощником большим игрокам при подборе мяча, как под кольцом соперника, так и под своим. И это успешно получается у игроков данного амплуа, ведь они обладают более высоким ростом, нежели первый и второй номера. Рост, подвижность и хорошая координация позволяют блокировать броски соперника и обыгрывать их. В связи с высоким ростом многие представители данного амплуа набирают вес и переходят в представители тяжелых форвардов.В современном баскетболе присутствует понятие пойнтфорвард (англ. Point Forward). Игрок сочетает в себе позиции первого и третьего номеров. Имея в арсенале такого игрока, команда может рассчитывать на сочетание разыгрывающих и атакующих качеств в одном лице. Великолепное видение площадки и точные пасы вкупе с ростом игрока, позволяют ему обыгрывать менее рослых игроков в команде соперника и проходить для атаки под кольцо.

Четвертый номер или мощный форвард

Ярким примером в NBA является Дирк Новицки. В России – Виктор Хряпа. Средний рост профессионального игрока 200-215 сантиметров. Вес 105-115 килограмм. Конечно позиция тяжелого форварда (англ. Power Forward) подразумевает под собой не только высоту, но и мощь. В борьбе за подбор, что является основной задачей данного амплуа, приходится противостоять крупным игрокам. Работая большей частью под кольцом, игроки вступают в тесный контакт, где каждый завоеванный сантиметр площадки дается не так легко. В 3-х секундной зоне контакт достигает своего апогея, ведь именно в этой зоне судьи фиксируют фолы только при явных нарушениях. Если в эту зону заходит игрок первого или второго номера, то демонстративное падение, как жест грубой игры с большой вероятностью не будет замечен судьей. Накал борьбы под кольцом и правильное положение тела делают необходимым для игрока иметь отличную физическую подготовку вкупе с выносливостью. Как и любой игрок на площадке мощный форвард должен уверенно контролировать мяч. Конечно в техническом арсенале игрока не встретить того многообразия в дриблинге, но тем не менее он должен при необходимости выводить мяч из своей зоны, находясь под командным прессингом. В этом плане позиция игрока с течением времени достаточно сильно видоизменялась. Раньше основной задачей четвертого номера было умение работать в защите. Атака оставалась в приоритете для игроков других амплуа. Смежной позицией сочетающей в себе умения третьего и четвертого номеров является позиция комбофорварда (англ. Comboforward).

Пятый номер или центровой в баскетболе

Ярким примером в NBA является Шакил О’Нил. В России – Алексей Саврасенко. Средний рост профессионального игрока 210-220 сантиметров. Вес 110-125 килограмм. Центровой (англ. Center) – это игрок, задача которого играть под кольцом и бороться за подбор. Рост и габариты пятого номера отлично позволяют ему справляться с этой задачей. Всем известно, что хорошая и плотная защита в своей зоне это залог успеха на игровой площадке. Именно центровой не дает шанса продолжить атаку после неудачного броска нападающей стороны. Во многом из-за своих габаритов многие центровые игроки плохо реализуют штрафные броски. Но современный баскетбол предъявляет к игрокам этой позиции все новые требования. С каждым годом все меньше игроков на поле выше 220 сантиметров. Приоритет отдается менее массивным и более подвижным игрокам, которые так же обладают отличным броском из под кольца и могут результативно пробить штрафные на последних минутах матча. Именно пятые номера являются лидерами команды по количеству подборов под щитом и количеству блок-шотов. Игрок, обладающий скоростью четвертого номера и силой пятого, называется центрфорвард. Этот игрок борется как за подбор, так и уверенно атакует на границе трехсекундной зоны лицом или спиной к кольцу. В отличии от типичных центровых, скорость центрфорварда позволяет ему поддержать быстрый отрыв.

В баскетболе для эффективной игры тренер думает над тактикой в каждом отдельном случае, поэтому для достижения результата ему нужны разноплановые по специфике игроки, которые займут свои позиции на площадке .

Роль, что достанется тому или иному спортсмену, называется амплуа и зависит от набора навыков и умений баскетболиста.

Сколько людей играют в баскетболе

В баскетболе на площадку выходят две команды из пяти полевых участников , остальные находятся в запасе, причём не более 7 человек от команды .

В целом на игру заявляется 12 спортсменов , количество замен не ограничено в течение игры. Основной игрок становится запасным после характерного жеста приглашения судьи игрока со скамейки.

Какие есть значения позиций, функции и названия игроков на площадке в игре 5 на 5 человек

Баскетбол — командная игра, где каждый участник вносит равный вклад в итоговый результат, на площадке у каждого члена команды есть своя чёткая роль или амплуа. В зависимости от физических параметров (роста, веса, длины конечностей), технической развитости (силы и высоты прыжка, скорости), тактической грамотности (умения видеть игру) спортсмен занимает определённую позицию в игре.

Всего выделяют две позиции для начинающих — задняя и передняя лини игроков, для любителей пул амплуа на выбор расширяется до пяти позиций , в профессиональном же баскетболе выбор начинается с десяти различных функций на поле .

Задняя линия, численность игроков в ней

Задняя линия игроков состоит из тех, кто защищает кольцо от атак противника , а также начинает атаки собственной команды . Тактические перестроения и рисунки подразумевают различное число игроков в линиях, однако, стандартно в задней линии играют два амплуа : разыгрывающий и атакующий (бросающий) защитники.

Фото 1. Игроки на задней линии. Баскетболисты защищают свое кольцо от нападения соперников.

Разыгрывающий защитник — 1 номер

Является своего рода «мозгом» команды, именно эта функция на площадке отвечает за организацию игры всей команды. В основные обязанности разыгрывающего входят:

  • мгновенное принятие решений , основываясь на верном прочтении игры, расположении своих и чужих игроков на площадке (кому отдать мяч, начать ли атаку самому или бросить вперёд/вбок/назад);
  • надёжная оборона кольца , перехваты, страховка партнёров в защите и коммуникация с ними;
  • организация общекомандных действий как в защите, так и в обороне, подсказки партнёрам по комбинации;
  • грамотное создание возможностей для точных бросков игрокам передней линии, а также собственное умение принести очки команде со средней и дальней дистанций;
  • обострение игровой ситуации вблизи корзины соперника , борьба за отскок.

Разыгрывающий следит за практическим выполнением тактического плана тренера , успокаивает или «взвинчивает» игру, подсказывает партнёрам в случае отклонения от концепции на игру или её смене.

Из этого следует, что баскетболист пользуется авторитетом в команде , обладает спортивным интеллектом больше других, так как именно это амплуа позволяет видеть всю площадку целиком, общую картину тактических построений, физическую готовность участников игры.

Исходя из игровой ситуации, разыгрывающий определяет направление атаки своей команды , чувствует, кто из партнёров наиболее удачно справится с её завершением в том или ином случае.

Главной его функцией следует считать созидание возможностей своей команде для попадания в корзину . Направленный на атаку разыгрывающий должен обладать отменной точностью броска, технично уметь выполнять обводки и применять дриблинг, вести команду за собой, при этом следить за прорывами противоположной команды.

Владение мячом (изменение направления, обманные движения, резкие пасы) у разыгрывающего доведено до совершенства, так как именно игра в пас — ключевой орудие спортсмена с такой функцией на площадке. Безусловно, защитник играет важную роль и при обороне: ему необходимо жёстко встречать противника, играть на перехват.

Вам также будет интересно:

Атакующий защитник — 2 номер

На задней линии разыгрывающему помогает атакующий защитник, из названия функции которого понятно, что его роль направлена больше вперёд. Отличие состоит в опеке более крупногабаритных игроков противника, он жёстко встречает атаки соперника, борется за подбор мяча под щитом.

Фото 2. Атакующий защитник (в белой форме) пытается предотвратить заброс соперником мяча в корзину.

Особенным навыком атакующего защитника является большой процент попаданий из трехочковой зоны , что подразумевает умение освободиться от контроля соперника, занять грамотную позицию и сделать результативный бросок. Именно поэтому зачастую лучшим бомбардиром команды становится игрок защиты с функцией атаки. Обязанности игрока этого плана включают в себя:

  • нейтрализация атак на собственную корзину , борьба за все отскоки, отбор мяча;
  • броски с дальних дистанций , взаимодействие с партнёрами в нападении;
  • стягивание защиты противника , отвлечение игроков соперника, предоставление свободных зон партнёрам.

В силу своих обязанностей спортсмен должен быть очень атлетичным, физически сильным, а также обладать высокой стартовой скоростью, подвижностью для молниеносного перехода из обороны в атаку. Даже атакующий защитник не должен надолго уходить в нападение , так как он умеет работать в численном перевесе атаки соперника, быстро ориентироваться в игровой ситуации, тактически правильно выстраивать игру.

Важно! Несмотря ни на что, главная роль защитника — организация, поэтому чтение игры, внимательность, рассудительность, рационализм будут основными качествами атакующего.

Комбогард

На площадке также может находиться комбогард, сочетающий в себе качества атакующего и разыгрывающего защитников , но уступающих обеим позициям.

Комбогард может быть недостаточно высоким для борьбы под щитом с крепкими оппонентами и борьбы за мяч, но набирать очки за счёт более эффективной атаки и подвижности.

Возможно, он не так идеально видит рисунок игры, слишком медленно принимают решения для соответствия разыгрывающему защитнику.

Комбогарда часто выпускают в отсутствие играющих по позиции членов команды.

Линия защиты в целом характеризуется слаженностью, диспетчерской и организаторской работой, интеллектуальным видением игры, надёжностью. Эффективнее всего выпускать на площадку разных по амплуа игроков с дифференциальными сильными сторонами (например, сила отбора под щитом и результативность трехочковыми попаданиями).

Передняя линия, особенности расстановки спортсменов

Линия атаки направлена исключительно на результативность команды , работу впереди, манёвренность и изощрённость доставки мяча в корзину, но однако при необходимости приходят на помощь в обороне.

Фото 3. Игрок передней линии совершает бросок мяча в корзину соперника. Рядом находится защитник из противоположной команды.

Лёгкий форвард — 3 номер

Позиция лёгкого форварда во многом является взаимозаменяемой с функцией атакующего защитника: игроки направлены на создание момента для броска с дальней дистанции. Оба амплуа приносят команде очки, с большой точностью попадая в корзину соперника. Различия в позициях заключаются в положении спортсмена во время игры: если лёгкий форвард проводит большую часть игры под щитом противника, то атакующий защитник — под своим, всегда готовый прервать атаку соперника.

Особенное мастерство лёгкого форварда высоко ценится на его позиции, так как он должен много работать под щитом соперника , подбирая мячи и превращая их в очки. Дриблинг, координация, точность броска определяют оснащённость лёгкого форварда.

Рост является не самым важным показателем, однако, мышечная масса должна быть достаточной для постановки корпуса, освобождения пространства себе или партнёрам, борьбы за мяч. Лёгкий форвард бегает от кольца к кольцу, так как в защите его умения работы туловищем также очень полезны.

Тяжёлый форвард — 4 номер

Его амплуа рассчитано на самых выносливых и атлетичных спортсменов. Такие нападающие «таранного типа» обладают неуёмной энергичностью для завершения атак.

Ключевая роль тяжёлого форварда — игра под щитом в атаке . Сила и общее физическое развитие значат колоссально много, ведь лучше него никто не будет бороться за отскок с хода или противодействовать броскам противников.

Кроме этого, после мощного прохода тяжёлый форвард должен уметь качественно завершить атаку либо самостоятельно, либо отдав центровому.

Взаимодействие с центровым игроком определяет слаженность атаки, поэтому важно быть манёвренным, ловким и гибким, видеть партнёра, действовать по обстановке . Центровой меняется функциями с тяжёлым форвардом, ведь в сущности все равно, кто забросит мяч. Штрафная площадка под обоими щитами — зона силы тяжёлого и центрового, именно они контролируют броски, подборы, блок-шоты, заслоны.

Успех определяется выбором правильной позиции под кольцом в нападении или защите с целью выиграть отскок. Кроме атаки под щитом, плюсом является владение техникой бросков со средней и дальней дистанций , однако, ключевой задачей это не ставится.

Внимание! Полное доминирование нападающих под кольцом — установка на игру, поэтому тяжёлые форварды должны владеть обеими руками одинаково технично , чётко и метко отдать передачу (так как под кольцом всегда идёт борьба, и судьбу мяча решают миллиметры).

Как правило, результативность тяжёлого форварда зависит от бросков после отскока с близкого расстояния, добивания. Для достижения этой цели нападающие владеют броском «крюком», тактически верно принимают решение о начале или продолжении атаки, располагаются грамотно, с точки зрения возможного развития событий, мастерски играют и спиной, и лицом.

Снайперский прицел, цепкость, прыгучесть, смелость и агрессивность отличают тяжёлых форвардов. На грани с нарушением идёт противостояние за мяч среди крепких и решительных нападающих.

В защите тяжёлые форварды со своей комплекцией и направленностью борются за отскок под противоположным щитом, идут в противоборство с высокими бросками соперника, нейтрализуют их атаку. Особенно важно выиграть воздух у противников в прыжке .

Вам также будет интересно:

Центровой — 5 номер

Самый высокий игрок в команде — центровой — сердце всего коллектива, так как от его работы зависит регулярный набор очков. Он играет под кольцом, практически все результативные броски набирает с близкого расстояния. Часто противник нарушает правила именно на центровом, чтобы не дать забить из удобной позиции, а штрафные удары он выполняет значительно хуже. Тренеры часто говорят, что легче всего выстроить игру именно через сильные стороны снайпера команды , нежели любого другого игрока.

Центровые являются лидерами команды по количеству подборов под щитом и блок-шотов . Их главная цель — выбор удобной и максимально эффективной позиции для броска. Для этого центровой всегда видит или знает месторасположение мяча, игроков и предугадывает дальнейшее развитие событий.

Фото 4. Центровой рядом с игроками по команде. Он заметно выше всех остальных спортсменов.

Центровой игрок борется с защитой за лучшее положение для атаки , при этом не вступая в сильные столкновения во избежание нарушений. Для выполнения своей миссии он использует дриблинг, арсенал обманных движений, даже психологию противника, работая взглядом.

Центровой игрок действует по обстановке , поэтому находясь в слабой для него позиции, предпочтительнее отдаст пас, чем сам выполнит бросок. Выбор «сильной» зоны — ключ к успеху, поэтому получение паса в неудобном положении не может устраивать центрового.

Часто команды может «скрыть» центрового, который потом одним/двумя длинными прыжками выскочит из-за спин соперников и забросит мяч в кольцо. Снайпер, зная свои сильные стороны, располагается в наилучшей позиции слева или справа от щита, ждёт передачу и мгновенно действует.

В связи со спецификой игры центрового подразумевается, что он пользуется слабостями защитников соперника, умело ставя заслон. Хитростью «сердце» команды скрывает свои планы на атаку, ориентируясь на площадке только за счёт нарисованных линий и зон. Взгляда и поднятия головы не видно, поэтому сопернику затруднительно «прочитать» намерения центрового. Безусловно, такой игрок берёт своим ростом и силой прыжка, обычно в команду попадают спортсмены с нижним порогом в 210 см.

Центрфорвард

Если объединить тяжёлого форварда и центрового игрока , то получится центрфорвард с великолепными навыками игры под щитом, в трехсекундной зоне. Он борется за подборы и отскоки, забивает с ближних дистанций, атакует лицом и спиной к кольцу. Преимуществом перед тяжёлым форвардом выступает более высокий рост, а перед центровым — манёвренность и гибкость .

Комбофорвард

Сочетание лёгкого и тяжёлого форварда величают комбофорвардом, который умеет забивать с малых, средних и дальних дистанций.

В таком типе игрока скомбинированы скорость, сила и рост, он может отлично видеть рисунок игры, принимать быстрые и эффективные решения, хорошо открываться под мяч, проворно перемещаться, путая соперников.

Отличная работа ног и выбор позиции являются подспорьем для борьбы под кольцом. Быстрый первый шаг выгоден для результативных проходов. Комбофорвард — отличный микс для «мастера на все руки».

Поинтфорвард

Ещё одним вундеркиндом в баскетболе можно считать позицию поинтфорварда. В таких талантливых спортсменах заключены качества разыгрывающего и форварда . Амплуа поинтфорварада включает в себя навыки защитников, организаторов игры и безупречных снайперов, причём как под кольцом, так и из трехочковой зоны. Такие качества подразумевают владение пасом, точность передач и навыки контактной борьбы.

Игрок-поинтфорвард — прототип идеального баскетболиста без слабых сторон, таких в мире единицы (Леброн Джеймс, Кевин Дюрант ).

Фото 5. Баскетболист Леброн Джеймс. Он является одним из самых известных в мире поинфорвардов в баскетболе.

Свингмен

Последней известной комбинацией позиций является свингмен — спортсмен с навыками лёгкого форварда и атакующего защитника . Золотая середина между обороной и нападением способна как защищаться, так и атаковать. Свингмены хорошо забрасывают мячи со всех дистанций, часто превосходят соперников в атлетизме и росте, за счёт чего и обыгрывают более техничных оппонентов.

Замены во время игры

Любой запасной игрок может стать основным, стоит лишь попросить замену у судьи, и при возможности тот даст время на совершение действия. В баскетболе количество замен неограниченно , игроков могут поменять несколько раз, но при этом следует помнить о процедуре и правилах. В соответствии с ними, нельзя менять игроков за 2 минуты до конца последней четверти, в овертаймах команде, забившей мяч с игры. Только запасной имеет право попросить замену, сделав характерный жест.

Фото 6. Жест судьи, обозначающий замену игрока в баскетболе. Представляет из себя скрещенные на груди руки.

Особенности нумерации на майках спортсменов, почему нет номеров 1, 2 и 3

У игроков форма пронумерована с цифры 4 , так как 1,2 и 3 используются судьёй при общении с игроками при помощи жестов . Например, судья может указывать пальцами на количество штрафных бросков или обозначать нарушение правила «трёх секунд». Путаница может возникнуть, когда судья показывает на пальцах номер игрока с нарушением. Для устранения неполадок было решено упразднить первые три цифры. . Сильные стороны спортсмена обрабатываются тренером и воплощаются в игровую функцию с определённой установкой на каждую конкретную игру.

Оцени статью:

Будь первым!

Средняя оценка: 0 из 5 .
Оценили: 0 читателей .

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Некоторые баскетболисты были рождены, чтобы играть на определенных позициях, а некоторые игроки развивают навыки в течение долгого времени для соответствия амплуа. Баскетболист, который может играть на нескольких позициях является ценным активом для тренера и его товарищей по команде, такого игрока трудно опекать на площадке. В то же время, даже если игрок обладает навыками для определенной позиции, важно развивать универсализм. Разыгрывающий который может занять позицию для подбора или центровой, который может водить мяч, помогут команде победить.

Задняя линия

Разыгрывающий защитник

Самым титулованным игроком на данной позиции является Мэджик Джонсон (206 см) - он был удостоен звания самого ценного игрока НБА (MVP) трижды за свою карьеру. Среди других игроков удостоенных этой награды Оскар Робертсон , Аллен Айверсон , Стив Нэш и Стефен Карри . Лидером по количеству результативных передач за всю историю НБА (15 806) является Джон Стоктон .

Атакующий защитник

Следует отметить, что очень многие легенды баскетбола были атакующими защитниками, такие как Майкл Джордан , Реджи Миллер , Клайд Дрекслер , Оскар Робертсон , Джерри Уэст , Алан Хьюстон и Коби Брайант . Среди действующих игроков НБА можно выделить Винс Картера , Ману Жинобили и Дуэйн Уэйда .

Передняя линия

Лёгкий форвард

Тяжёлый или мощный форвард

С течением времени стиль игры на позиции тяжёлого форварда менялся, и можно встретить игроков которые набирают по 20-25 очков за матч, и еще успевают играть в защите (Кевин Гарнетт , Тим Данкан , Дирк Новицки), а можно и таких, которые целиком фокусируются на защите и редко завершают атаки команды (Деннис Родман , Бен Уоллес).

Центровой

Признанными мастерами на позиции центрового являются - Уилт Чемберлен (многие его рекорды до сих пор не побиты, например 100 очков за одну игру), Александр Белов , Арвидас Сабонис , Дуайт Ховард и Яо Мин . Шакил О"Нил , Патрик Юинг , Дэвид Робинсон , Билл Рассел , Хаким Оладжьювон , Карим Абдул-Джаббар признаны лучшими центровыми НБА всех времен .

Напишите отзыв о статье "Позиции в баскетболе"

Примечания

Отрывок, характеризующий Позиции в баскетболе

За обедом государя Валуев сказал, оглянувшись в окно:
– Народ все еще надеется увидать ваше величество.
Обед уже кончился, государь встал и, доедая бисквит, вышел на балкон. Народ, с Петей в середине, бросился к балкону.
– Ангел, отец! Ура, батюшка!.. – кричали народ и Петя, и опять бабы и некоторые мужчины послабее, в том числе и Петя, заплакали от счастия. Довольно большой обломок бисквита, который держал в руке государь, отломившись, упал на перилы балкона, с перил на землю. Ближе всех стоявший кучер в поддевке бросился к этому кусочку бисквита и схватил его. Некоторые из толпы бросились к кучеру. Заметив это, государь велел подать себе тарелку бисквитов и стал кидать бисквиты с балкона. Глаза Пети налились кровью, опасность быть задавленным еще более возбуждала его, он бросился на бисквиты. Он не знал зачем, но нужно было взять один бисквит из рук царя, и нужно было не поддаться. Он бросился и сбил с ног старушку, ловившую бисквит. Но старушка не считала себя побежденною, хотя и лежала на земле (старушка ловила бисквиты и не попадала руками). Петя коленкой отбил ее руку, схватил бисквит и, как будто боясь опоздать, опять закричал «ура!», уже охриплым голосом.
Государь ушел, и после этого большая часть народа стала расходиться.
– Вот я говорил, что еще подождать – так и вышло, – с разных сторон радостно говорили в народе.
Как ни счастлив был Петя, но ему все таки грустно было идти домой и знать, что все наслаждение этого дня кончилось. Из Кремля Петя пошел не домой, а к своему товарищу Оболенскому, которому было пятнадцать лет и который тоже поступал в полк. Вернувшись домой, он решительно и твердо объявил, что ежели его не пустят, то он убежит. И на другой день, хотя и не совсем еще сдавшись, но граф Илья Андреич поехал узнавать, как бы пристроить Петю куда нибудь побезопаснее.

15 го числа утром, на третий день после этого, у Слободского дворца стояло бесчисленное количество экипажей.
Залы были полны. В первой были дворяне в мундирах, во второй купцы с медалями, в бородах и синих кафтанах. По зале Дворянского собрания шел гул и движение. У одного большого стола, под портретом государя, сидели на стульях с высокими спинками важнейшие вельможи; но большинство дворян ходило по зале.
Все дворяне, те самые, которых каждый день видал Пьер то в клубе, то в их домах, – все были в мундирах, кто в екатерининских, кто в павловских, кто в новых александровских, кто в общем дворянском, и этот общий характер мундира придавал что то странное и фантастическое этим старым и молодым, самым разнообразным и знакомым лицам. Особенно поразительны были старики, подслеповатые, беззубые, плешивые, оплывшие желтым жиром или сморщенные, худые. Они большей частью сидели на местах и молчали, и ежели ходили и говорили, то пристроивались к кому нибудь помоложе. Так же как на лицах толпы, которую на площади видел Петя, на всех этих лицах была поразительна черта противоположности: общего ожидания чего то торжественного и обыкновенного, вчерашнего – бостонной партии, Петрушки повара, здоровья Зинаиды Дмитриевны и т. п.
Пьер, с раннего утра стянутый в неловком, сделавшемся ему узким дворянском мундире, был в залах. Он был в волнении: необыкновенное собрание не только дворянства, но и купечества – сословий, etats generaux – вызвало в нем целый ряд давно оставленных, но глубоко врезавшихся в его душе мыслей о Contrat social [Общественный договор] и французской революции. Замеченные им в воззвании слова, что государь прибудет в столицу для совещания с своим народом, утверждали его в этом взгляде. И он, полагая, что в этом смысле приближается что то важное, то, чего он ждал давно, ходил, присматривался, прислушивался к говору, но нигде не находил выражения тех мыслей, которые занимали его.
Был прочтен манифест государя, вызвавший восторг, и потом все разбрелись, разговаривая. Кроме обычных интересов, Пьер слышал толки о том, где стоять предводителям в то время, как войдет государь, когда дать бал государю, разделиться ли по уездам или всей губернией… и т. д.; но как скоро дело касалось войны и того, для чего было собрано дворянство, толки были нерешительны и неопределенны. Все больше желали слушать, чем говорить.
Один мужчина средних лет, мужественный, красивый, в отставном морском мундире, говорил в одной из зал, и около него столпились. Пьер подошел к образовавшемуся кружку около говоруна и стал прислушиваться. Граф Илья Андреич в своем екатерининском, воеводском кафтане, ходивший с приятной улыбкой между толпой, со всеми знакомый, подошел тоже к этой группе и стал слушать с своей доброй улыбкой, как он всегда слушал, в знак согласия с говорившим одобрительно кивая головой. Отставной моряк говорил очень смело; это видно было по выражению лиц, его слушавших, и по тому, что известные Пьеру за самых покорных и тихих людей неодобрительно отходили от него или противоречили. Пьер протолкался в середину кружка, прислушался и убедился, что говоривший действительно был либерал, но совсем в другом смысле, чем думал Пьер. Моряк говорил тем особенно звучным, певучим, дворянским баритоном, с приятным грассированием и сокращением согласных, тем голосом, которым покрикивают: «Чеаек, трубку!», и тому подобное. Он говорил с привычкой разгула и власти в голосе.
– Что ж, что смоляне предложили ополченцев госуаю. Разве нам смоляне указ? Ежели буародное дворянство Московской губернии найдет нужным, оно может выказать свою преданность государю импературу другими средствами. Разве мы забыли ополченье в седьмом году! Только что нажились кутейники да воры грабители…
Граф Илья Андреич, сладко улыбаясь, одобрительно кивал головой.
– И что же, разве наши ополченцы составили пользу для государства? Никакой! только разорили наши хозяйства. Лучше еще набор… а то вернется к вам ни солдат, ни мужик, и только один разврат. Дворяне не жалеют своего живота, мы сами поголовно пойдем, возьмем еще рекрут, и всем нам только клич кликни гусай (он так выговаривал государь), мы все умрем за него, – прибавил оратор одушевляясь.
Илья Андреич проглатывал слюни от удовольствия и толкал Пьера, но Пьеру захотелось также говорить. Он выдвинулся вперед, чувствуя себя одушевленным, сам не зная еще чем и сам не зная еще, что он скажет. Он только что открыл рот, чтобы говорить, как один сенатор, совершенно без зубов, с умным и сердитым лицом, стоявший близко от оратора, перебил Пьера. С видимой привычкой вести прения и держать вопросы, он заговорил тихо, но слышно:
– Я полагаю, милостивый государь, – шамкая беззубым ртом, сказал сенатор, – что мы призваны сюда не для того, чтобы обсуждать, что удобнее для государства в настоящую минуту – набор или ополчение. Мы призваны для того, чтобы отвечать на то воззвание, которым нас удостоил государь император. А судить о том, что удобнее – набор или ополчение, мы предоставим судить высшей власти…
Пьер вдруг нашел исход своему одушевлению. Он ожесточился против сенатора, вносящего эту правильность и узкость воззрений в предстоящие занятия дворянства. Пьер выступил вперед и остановил его. Он сам не знал, что он будет говорить, но начал оживленно, изредка прорываясь французскими словами и книжно выражаясь по русски.

Хороший центровой является одним из самых ценных игроков команды. Легче построить игру вокруг хорошего центрового, чем около любого другого выдающегося игрока.

Манера игры через центр должна зависеть от способностей и степени выучки вашего центрового игрока. Если центровой преуспевает в передачах или бросках мяча в кольцо , необходимо извлечь все возможное из этих его лучших качеств. Не обязательно, чтобы в центре играл самый высокий игрок команды, однако он должен быть отличным бойцом за отскоки и уметь хорошо выбирать место. Позиция, которую он должен занимать, определяется арсеналом его бросков в кольцо и передач.

Играя в центре, необходимо всегда защищать мяч руками и локтями. Комбинации и момент их проведения зависят от позиции центрового. Помните, что поворот можно выполнять на любой ноге. Это затруднит защитнику борьбу против хорошего центрового: ему будет трудно предугадать, в какую сторону центровой повернется.

В конце тридцатых годов прошлого века игра через центр стала очень популярной, и многие команды начали применять систему двух центров, располагая их по обеим сторонам области штрафного броска, на уровне линии штрафного броска. Эти центровые менялись местами, бросали по кольцу и боролись за отскоки от щита . Однако практика показала нецелесообразность применения этой системы, так как зона под корзиной противника оказывалась чрезмерно загроможденной двумя центровыми и опекающими их защитниками, остальные три игрока нападающей команды практически теряли какую-либо возможность прорваться к кольцу с мячом или без мяча. Эффективность трех нападающих резко снижалась, и многие команды отошли от этой системы.

Было также признано, что, применяя игру через центр, очень существенно иметь свободное пространство для маневра. многие тренеры применяют в нападении принцип взаимозаменяемости игроков с тем, чтобы в центровой позиции могли играть, исходя из обстановки, различные игроки.

Выбор места центровым игроком

Занятие правильной позиции - основа игры в центре. Способность игрока выбрать наилучшую позицию с тем, чтобы получить передачу вблизи от кольца, имеет очень важное значение. Некоторые игроки небольшого роста успешно выступают в роли центровых именно благодаря уменью хорошо выбрать место.

Чтобы занять выгодную позицию, центровой игрок должен действовать активно и всегда знать, где находятся мяч и партнеры. Он должен при этом избегать столкновений, чтобы не получить персонального замечания, но и не должен допускать, чтобы зашита противника оттеснила его слишком далеко от кольца.

Хороший центровой не должен выполнять свои проходы и обманные движения без определенной цели.

Целью их должно быть занятие позиции, откуда центровой будет иметь больше шансов забросить мяч в кольцо или наилучшим образом передать мяч партнеру.

Центрового игрока не должно удовлетворять получении передачи, когда он находится не в лучшей позиции.

Для достижения преимущества, помимо перемещений и обманных действий, центровой должен полностью использовать свои физические данные. Так, например, мощного, активного центрового трудно вытеснить с занятой им позиции, но если центровой, обладая активностью и быстротой, не имеет должной силы и веса, он нуждается для занятия выгодной позиции в помощи своих партнеров. Партнеры посредством заслонов или других маневров могут содействовать своему центровому в занятии наилучшей позиции.

Положением мяча определяется сторона, на которой ставится заслон.

Обычно для большинства центровых игроков лучшая позиция находится в пределах 1 -1,5 метра от кольца и настолько близко от линий, ограничивающих площадь штрафного броска, насколько это возможно. Сторона, на которой центровой игрок занимает место, определяется его возможностями броска в кольцо, передач, комбинаций.

При выходе на место локти должны быть расставлены, руки для поддержания равновесия движутся в такт движениям тела, но направлены к мячу. Центровой должен уметь извлекать выгоду из слабостей защитника при занятии позиции.

Временами центровой игрок может занять пассивную позицию, а затем, усыпив внимание защитника, прыжком выйти на выгодное место.

Центровой игрок не должен допускать, чтобы его различными маневрами оттеснили на невыгодную позицию. Так, если центровой обладает хорошими попаданиями, то он должен рассчитывать свои перемещения с тем, чтобы получить передачу вблизи от корзины. От выбранного места зависит и эффективность борьбы за отскоки и способ броска в кольцо.

Хороший центровой игрок должен изучить искусство ориентироваться при выборе места по линиям на площадке. Этим он скроет свои намерения от защитника.

Центровой игрок должен действовать в зависимости от своей позиции на площадке. Если он ушел слишком далеко от кольца, то он должен отдать предпочтение участию в комбинации, а не броску в кольцо.

Игроки

Баскетбол – одна из самых популярных спортивных игр во всем мире. Игроки Национальной баскетбольной ассоциации США являются в буквальном смысле мировыми звездами. При этом с момента изобретения баскетбола прошло немногим больше ста двадцати лет.

Как был придуман баскетбол

Изобретению предшественника современного способствовала холодная зима 1891 года в американском штате Массачусетс. Студенты спрингфилдского колледжа Молодежной христианской ассоциации были вынуждены заниматься физкультурой в спортивном зале.

На тот момент единственным видом спортивных занятий в помещении была гимнастика, которая довольно быстро наскучила молодым людям. Желая расшевелить своих подопечных, преподаватель физкультуры и анатомии Джеймс Нейсмит игру с мячом, подходящую для небольшого помещения. Он взял пару корзин из-под персиков и привязал их к противоположным краям балкона, который шел над всем спортивным залом.

После этого Нейсмит поделил группу на две команды по девять человек и предложил им соревнование, заключавшееся в забрасывании мячей в корзину противников. Таким образом, Джеймс Нейсмит не только нашел для своих студентов интересное занятие, но и вписал свое имя в мирового спорта. Первый баскетбольный матч состоялся 21 декабря 1891 года.

В 1936 году баскетбол был включен в программу летней Олимпиады, проводившейся в Берлине. На открытии игр присутствовал и Джеймс Нейсмит.

Развитие игры

Баскетбольные правила были опубликованы Нейсмитом в 1892 году в газете, которую издавал спрингфилдский колледж. В том же году книга с правилами игры, которые претерпели к настоящему времени значительные изменения. В правилах Нейсмита было всего тринадцать пунктов, регламентирующих движение по площадке, способы мяча, принцип подсчета очков, а также определяющих нарушения и наказания за них. Например, согласно этим правилам, игроки вообще не могли перемещаться с мячом, а были вынуждены передавать его членам своей команды с места.

Многие правила баскетбола изменились, но не высота крепления колец. Как и сто двадцать лет назад они находятся на высоте 3 метра 5 сантиметров от пола. Именно такое расстояние было от пола спортзала в Спрингфилде до бортика балкона.

Первые профессиональные появились в начале XX века в США, однако проблема заключалась в отсутствии централизованной организации, которая бы занималась совершенствованием правил, пропагандой игры, подготовкой судей. Первая попытка создать такую ассоциацию была предпринята еще в 1898 году, однако это объединение просуществовало совсем недолго.

Только в 1937 году была создана Национальная лига, объединившаяся в 1949 году с Баскетбольной ассоциацией Америки, в результате чего была создана всемирно известная НБА – Национальная , попасть в которую мечтают многие планеты.

Видео по теме

Баскетбол – это популярная командная спортивная игра с мячом. Причем распространен как мужской, так и женский баскетбол, разница между которыми только в половой принадлежности игроков.

Игра

Суть игры в баскетбол в следующем: соперничают между собой две команды по 12 игроков, на площадке одновременно действуют по 5 игроков от каждой, мяч руками нужно забросить в кольцо другой команды, не дав при этом соперникам завладеть мячом. Площадка для баскетбола 28 на 15 метров, корзина на щите на уровне 305 сантиметров, а кольцо в диаметре – 45 сантиметров.

Игра включает в себя четыре десятиминутных периода с перерывами в одну минуту. Выигрывает команда, забросившая большее количество очков. В игрок под определенным номером имеет свои определенные функции.

Игроки

Игрока под номером один называют разыгрывающим. Именно он начинает атакующие комбинации. Главные его функции в передаче результативных пасов и в «бомбардировке» кольца команды визави с дальней дистанции. Плеймекер должен просматривать всю игровую площадку, мгновенно реагировать на изменение тактики игры команды. Первый номер выполняет также и роль защитника - перехватывает мяч у соперника. Наиболее подходящий рост около 190 сантиметров.

Баскетболист под номером два называется атакующим защитником. Его роль в помощи плеймейкеру и в «бомбардировке» кольца соперника издали. Атакующий защитник ориентируется на быстрый подход к кольцу соперника. Он скидывает мяч на периметр. Большинство контратак завершает игрок со вторым номером. Основным критерием отбора игрока на эту позицию являются его высокие скоростные данные. Оптимальный рост в пределах 190-200 сантиметров.

Номер три, или легкий форвард, - своего рода, связующее звено между разыгрывающим и остальными игроками. Основная роль в наборе очков. Здесь важно, чтобы игрок под номером три обладал мастерством ведения мяча и точным броском. Легкий форвард должен обладать высокими скоростными данными, поскольку в его функции входит подбирать мяч. Лучшим показателем роста для легкого форварда будет 2 метра +/- 5 сантиметров.

Под номером четыре играет тяжелый форвард. Он должен подбирать отскакивающий мяч от своего кольца и от кольца соперников и блокировать броски игроков команды соперника. Игрок с таким номером должен быть физически крепким и при этом обладать высоким прыжком. Ему понадобится навык точно забрасывать мяч в корзину со средней дистанции. Лучше с ролью тяжелого форварда справится баскетболист с ростом 200-215 сантиметров.

И последний, пятый номер, или центровой игрок. На его плечи выпадает завершать атаки из-под кольца. Еще пятый номер подбирает мяч и блокирует броски соперника. На долю центрового выпадают большие физические нагрузки, отсюда требование в незаурядной силе и выносливости. А что касается роста – 210-225 сантиметров.